Реформа образования: Лекторов вузов заменят ютуб–каналы а к ВНО добавят мотивационные «письма счастья»

Реформа образования: Лекторов вузов заменят ютуб–каналы а к ВНО добавят мотивационные «письма счастья»
Депутаты предлагают очередные изменения, которые приблизят студентов к Европе.

В парламенте намерены рассмотреть законопроект №2299 "О внесении изменений в определенные законы Украины об усовершенствовании учебной деятельности в сфере высшего образования". Что же может ждать абитуриентов, если этот документ будет принят?

- Ключевое слово текущей реформы – студентоориентированность. Этот неологизм стал нашим негласным девизом, - рассказывает один из авторов законопроекта депутат Ольга Коваль. - Первоочередная задача – выучить специалиста. Мы стараемся избавляться он неких рудиментов советской системы – например, понятия "диплом государственного образца". Все предыдущие годы выпускники всех вузов страны получали одинаковые дипломы. Мы сейчас уходим от этого. Каждый вуз, независимо от уровня аккредитации, теперь имеет право разрабатывать собственный дизайн и модель диплома. Уходим от советской "одинаковости" - возвращаем индивидуальность.

По мнению депутата, с учетом Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС изменения в системе образования необходимы для полноценной интеграции в Европу.

В ВНО введут мотивационные письма

Помимо этого, будут и другие изменения в украинской системе образования. Например, иностранным гражданам на основании баллов ВНО отныне будет доступ к получению бесплатного государственного образования. Также теперь при поступлении «на бакалавра» и на (внимание!) медицинские специальности магистров необходимо уметь писать мотивационное письмо. Авторы законопроекта комментируют: «вся Европа так делает». И они не ошибаются. Правда, как эти письма писать, выпускников школ специально учить никто не будет.

По мнению Ольги Коваль, «в написании мотивационного письма нет ничего сложного, но оно хорошо показывает настрой самого абитуриента».

- Мы, педагоги, часто сталкиваемся с тем, что студент, прозанимавшись год или два, теряет интерес к дисциплине, и выясняется, что поступать его либо заставили/уговорили взрослые, либо пришел "за компанию с приятелем", - уверяет наша собеседница. - К сожалению, в 17–18 лет многие юноши и девушки еще не определились окончательно, кем хотят быть, они в поиске. Практика написания мотивационных писем позволяет это видеть.

За «мотивационное письмо» на ВНО также будут начисляться баллы. Сколько - пока не понятно.

И тут кроется самый большой подвох – возможность коррупции для приемной комиссии.

Если правильность теста ВНО легко проверить и самому посчитать баллы, то мотивационное письмо — это творческая работа. А, значит, оценивается часто субъективно, играет роль личная симпатия/антипатия преподавателя. А при поступлении решающим может оказаться и один балл.

Больше самостоятельной работы

Следующий шаг «студентоориентированности» - бОльшее количество часов на самостоятельное усвоение материала. Это тоже прописано в правках к текущему законодательству. Опять же – «как в Европе". В статье 22-1 раздела 1 (Общие положения) Закона Украины «О высшем образовании" теперь указано, что «студентоориентированное обучение - подход к организации образовательного процесса, который предусматривает привлечение получающих высшее образование к роли автономных и ответственных субъектов образовательного процесса». То есть будем учиться самостоятельно? Приходит лектор, рассказывает, что где читать – и уходит?

- Да, это новшество современной реформы, – говорит преподаватель украинского языка и литературы, Химико–технологического колледжа имени Ивана Кожедуба Шосткинского института Сумского Государственного университета Наталья Щасная. – Если в прошлом учебном году на преподавание, скажем, английского языка по профессиональному направлению давалось 120 учебных часов в год, то теперь 60. Сократили начитку вдвое, увеличив, однако, нагрузку на самостоятельное овладевайте материалом.

- То есть учитель входит в класс и дает задание. А студент идет домой учится по Ютубу?

- Именно так. Ученикам надо будет самим изучать материал – смотреть ютуб–блогеров, читать в интернете профессиональную литературу. Учебная нагрузка не понизилась – просто лектор входит в класс, раздает домашние задания (их много, самых разнообразных), оговаривает темы – и отпускает учеников. Итоговое тестирование покажет, насколько они замотивированы и способны решать задачи самостоятельно. Так вся Европа учится.

Не только учеников затронет реформа, но и педагогов лично. Учебные программы они должны будут уметь готовить и писать самостоятельно, без «шпаргалок» из Министерства образования. Впрочем, по мнению Натальи Щасной, педагогам не привыкать к этому – давно уже "сами пишем". Педагоги сетуют на перспективу снижения премий и надбавок – в следующем учебном году их переводят из «министерского баланса» на баланс местных советов. Насколько в таком случае гарантированно и в полной мере будет осуществляться финансирование их труда – большой вопрос.

Материалы по теме