Юлия Тимошенко: Система налогообложения должна учитывать украинскую специфику

Юлия Тимошенко: Система налогообложения должна учитывать украинскую специфику
Лидер партии «Батьківщина» представила стратегический документ «Новый экономический курс».

Тимошенко и ее команда считают, что поведенческие модели ведения бизнеса в Украине во многом определяются тотальным недоверием к органам государственной власти и активными защитными реакциями на неблагоприятный бизнес-климат и системную коррупцию.

По словам политика, создать эффективную систему налогообложения в Украине возможно только с учетом устройства и ментальности нашего государства.Украина должна опираться на приоритетность национальных интересов. Любая налоговая реформа обречена на провал, если плательщики не уверены, что оплаченные ими налоги пойдут на финансирование их жизненных потребностей, будет преодолена коррупция и стоимость содержания фискальных служб снизится до рационального європейського уровня.

«Важно понимать, что система налогообложения является сложным институтом, встроенным в общий институциональный каркас страны. Это институциональное устройство, а также специфика ментальности общества и устойчивых поведенческих стереотипов ведения бизнеса и государственного управления определяют реальные экономические последствия тех или иных решений в налоговой сфере,»– сказала Тимошенко.

Структура действующей налоговой системы Украины не только не отвечает глобальным социально-экономическим вызовам нынешнего времени, но и остается глубоко коррупционной. В украинском налогообложении имеется классический для континентальной Европы набор налогов: 9 общегосударственных и 4 местных. Однако, 5 видов акцизов и 10 видов рент имеют коренным образом отличные базы, ставки и правила администрирования. Следовательно, исходя из их экономической сущности, в Украине фактически действуют 24 разных налога. Дополнительно в Украине существуют 37 обязательных сборов и платежей, общеизвестных как квази-налоги. Хотя они и занимают 0,48% от ВВП, однако приводят к замедлению экономической активности и росту коррупции, которая в свою очередь влияет на расчет рационального уровня налоговой нагрузки.

В «Новом экономическом курсе» акцентируют внимание на том, что для ведения эффективной бюджетной политики необходимо полностью понимать мотивацию бизнеса, населения и государственных чиновников.Необходимо внедрить прозрачную систему налогообложения, которая будет минимизировать возможности для коррупции и хищения бюджетных средств, будет способствовать и достаточному наполнению государственного бюджета.

Наиболее актуальные, по мнению Юлии Тимошенко и ее соратников, вопросы с реформированием НДС стоят и в странах ЕС. На уровне Европейской комиссии происходят острые и серьезные дискуссии о путях реформирования текущей практики использования НДС в странах ЕС. Тем более необходимо реформирование НДС в Украине, где существует неприглядный бизнес-климат, коррупционная кланово-олигархическая система и тотальное недоверие бизнеса и всего населения к власти.

«Необходимо глубоко понимать не только формальную сторону расчетов и законодательных актов, но и целый пласт последствий в формировании мотивации и поведенческих моделей бизнеса, населения и государственных чиновников. Одним из примеров инструмента налогообложения, при применении которого странам трудно предотвратить разрыв между формальными правилами и неформальными поведенческими моделями, являются налог на добавленную стоимость (НДС). Даже в странах ЕС вопросы реформирования НДС стоят очень остро», – отмечают специалисты «Нового экономического курса Украины.»

Страна с высокими налогами, но с незначительной коррупцией, имеет большее политическое и социальное пространство для снижения общей налоговой нагрузки, чем коррумпированная страна со сравнительно низкими налогами.

Материалы по теме